"Корпус 4"

Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: natamay, Nille  
Форум » Творчество » Критика и рецензии » "Учитель". Н.Болдырева (Рецензия на рассказ)
"Учитель". Н.Болдырева
huglaroДата: Понедельник, 16.03.2009, 09:40 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
Рецензия на рассказ "Учитель". Н.Болдыревей

В поле моего зрения попал рассказ Н.Болдыревой «Учитель». Суть его, как мне кажется, в следующем.
Идет некая глобальная война. На страницах мелькают имена персонажей: Иван Ступка, Лось, рядовой Синица, уже погибший капрал Дергун, Белаз. Как я понимаю по набору имен, с кем-то воюют славяне. И что порадовало, в этом жутком будущем еще рулит Белорусский автомобильный завод, раз Белазами людей величают. На фоне того, что ребята не знают вкуса конфет, не помнят своих отцов – Белаз помнят!
«Это конфеты, - отвечает Ступка уверенно. - Мне отец рассказывал, я помню».
«Ступка брешет, будто бы помнит своего отца. Ему никто не верит. Такого попросту не может быть».
Вот, собственно, таков мир рассказа, разрешите доложить обстановку.
Иногда на помощь подразделению посылают «салажат с фермы». Эти необученные ребята становятся пушечным мясом. В подразделении же Белаза, заместившего капрала Дергуна, имеется пожилой интеллигент по кличке Учитель. Солдаты обсуждают между собой: «Вы никогда не хотели спросить Учителя, как всё началось? Он родился еще до войны. Жил в городе. Работал в школе. Он должен знать». По-видимому, Учитель, если его не спрашивали, агитации никакой не вел. Так и представляется тихий интеллигент, который с ужасом смотрит на то, как все одичали, но сам не в состоянии не то что листовку сочинить, но ребятам из своей роты мозги промыть. Хоть попытаться.
Вот Лось, хотя кругом и война, которая началась еще до его рождения, цитаты из сценариев Теда Уильямса приводит. Да и Белаз не отстает.
«Держи голову ниже и думай о том, как выбраться" – цитирует Лось.
"Как по-настоящему выбраться", - поправляет его неточную цитату Белаз.
А далее Ступка проявляет знание стихов старика Киплинга.
Не знаю, откуда ребята этого набрались. Может быть, Учитель их и натаскивал, но тогда у него очень необычная программа. Мне приходилось встречать у А.Алексина упоминание о русском лейтенанте-артиллеристе, который, сражаясь с фашистами, подавал команду так: «За Толстого!.. За Пушкина!..» и т.п. Но что-то подсказывает мне, что в рассказе другая ситуация.
Итак, Учитель – носитель гуманности среди одичавших на войне и даже не интересующихся ее причинами солдат. Присылают с фермы салажонка. Персонажи резюмируют: пушечное мясо. Неожиданно выясняется, что салажонку даже не достанется поесть: «Ты или дерешься за свою еду, или подыхаешь голодным - это правило одинаково для всех». Этот момент мне не совсем ясен. Что имеется в виду, что солдаты подразделения дерутся между собой за довольствие? Правда, мне приходилось читать, да и воевавшие люди рассказывали, что на передовой всегда утихает дедовщина, потому что униженный, изголодавшийся, измученный салажонок может тупо выстрелить тебе в спину во время атаки, причем безнаказанно. Так что момент с кормежкой в рассказе мне непонятен.
Так или иначе, делится своей похлебкой с мальчиком гуманный Учитель. Вот, собственно, яркая иллюстрация всей его гуманности:
«Расскажи-ка еще разок, как погибали твои ученики, Учитель? Уходили на фронт добровольцами? А потом возвращались в цинковых гробах? Сколько похоронок ты получил, дед, прежде чем закрылась твоя школа? - Учитель смотрит на него, моргая. Глаза его полны слёз».
«Я неправильно учил их, - лепечет он. - Учил умирать, и не смог научить выжить. - Плечи его вздрагивают от беззвучных рыданий».
Что он имеет в виду – бог весть! Что значит «учил умирать»? За царя, за отечество что ли? А теперь, получается, разуверился? Или как? Это остается неясно.
«Не смог научить выжить»: не смог научить взаимовыручке, поэтому не дают еды салажонку? Не смог научить понять причины войны, которые Белаз считает безразличными, главное, выиграть? Так учи сейчас, кто тебе не дает! Хороший учитель всегда проводит дополнительные занятия с учениками, которые не все усвоили.
Но Учитель в основном лепечет и бормочет. Однако жалеет Салажонка, учит его песне Киплинга про пыль. Как оно и предполагалось, гуманный Учитель погибает, салажонок в шоке и почти беззвучно поет Киплинга над ним, а в Белазе, по задумке автора, должна блеснуть зароненная Учителем искра человечности. Чем иллюстрируется эта искра в рассказе, я не поняла, разве что этим: Белаз пытается помочь раненому товарищу: «Дай посмотрю, - Белаз становится на колени, отнимая окровавленные руки от живота Ступки». Хотя при чем тут пробуждение человечности, когда они все же солдаты одного подразделения? Неужели без Учителя Белаз даже боевого товарища бы не перевязал?
Вы итоге рассказ кажется мне апологетикой чего-то совершенно абстрактного.

"Вот это трава!" (с)

Сообщение отредактировал huglaro - Понедельник, 16.03.2009, 14:52
 
NotaBeneДата: Понедельник, 16.03.2009, 13:42 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 84
Статус: Offline
Спасибо за рецензию smile
Имхо, в своей интерпретации вы допускаете две ошибки:
- это не школа, и даже не армия в её нормальном виде;
- отношения здесь строятся точно так же, как строятся отношения в криминальных группировках (или тюрьмах). По принципу каждый сам за себя. Внутренняя иерархия складывается из соотношения сила - полезность для группы.
В подобной среде Учитель не мог иметь какую-то программу, какие-то занятия, не мог промывать мозги или сочинять листовки. Максимум, что он мог бы делать - что ему позволили бы делать - рассказывать истории. Таким образом "программа" складывается из того, что интересно слушателям. А этим слушателям было бы интересно что-нибудь вроде Ремарка или Уильямса (Город золотых теней - роман Уильямса, часть действий которого проходит во время первой мировой войны), рассказы про таких же парней, как они.
Слова Ступки "он научил его этой проклятой песне" по задумке автора smile означают, что Учитель имел обыкновение эту песню напевать, раздражая тем самым окружающих. Например, во время переходов или бомбежек "Неправда, будто в те три часа, что вражеская тяжелая артиллерия ведет обстрел их позиций, солдату ничего не остается делать, кроме как вжаться в стену окопа".

По возникшим вопросам: Белаз - прозвище, которое герой получил на ферме вместо имени при рождении (у него нет имени, имя есть только у Ступки), логично предположить, что кличку ему давали люди старшего поколения, ровесники Учителя. Да, а капрал Дергун, кстати, умер smile


Середины нет.
Есть только 0 и 1.
 
huglaroДата: Понедельник, 16.03.2009, 14:50 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
Да, следует признать, что я допустила фактическую ошибку.

Quote
- Рядовой Синица прибыл в распоряжение капрала Дергуна! - гаркает рядовой, поднося ладонь к виску. Гаркает зычно, но стоит, согнувшись в три погибели.
- К пустой голове руки не прикладывают! - рявкает Белаз, и рядовой спешно нагибается за каской. (...) - Как стоишь? - Шипит Белаз, раздувая ноздри. - Смир-р-р-рна!
(...)
- Так артподготовка через семнадцать минут, капрал, - мямлит рядовой, смаргивая набегающие на глаза струйки грязной воды.
- Нету капрала. - Разворачивает и толкает его в спину Белаз. - Погиб смертью храбрых.

Вот цитата из текста. Я было подумала, что Белаз и есть капрал, но, оказывается, он занимает место убитого капрала Дергуна. Это я исправлю и в своей рецензии, чтобы не сбивать других. Думаю, читатель согласится со мной, что в рассказе довольно трудно с первого и даже со второго раза запомнить, кто - кто, и моя ошибка показательна.

В остальном же вроде все правильно, поэтому пусть висит моя реца и ваш ответ, это очень хорошо, как раз 1:1 smile А читатель уже сам пусть смотрит, чья точка зрения ему покажется более обоснованной smile


"Вот это трава!" (с)
 
korkaДата: Пятница, 20.03.2009, 20:42 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 107
Статус: Offline
По рассказу "Учитель". Рассказ сильный, объемный. И при всем том
ощущение такое, что много осталось за кадром. Мне очень понравилось, как написано, но не хватило текста чтобы разобраться в характерах этих людей, понять, изменил в них что-то Учитель, и нужно ли было в них что-то менять. Недомолвки про фермы, ведь на фермах выращивают солдат?
Не хватило представления, какими были они до знакомства с Учителем, чтобы увидеть, какими стали.
Пошла, переслушаю ту проклятую песню... найти бы кассету только, в сети поди ить фиг найдешь...
 
NotaBeneДата: Пятница, 20.03.2009, 21:08 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 84
Статус: Offline
Спасибо smile
Да, на фермах выращивают солдат. Хм. Я надеялась, что образов достаточно, чтобы очертить "эволюцию".
Синица, только что прибывший с фермы, Лось, недалеко ушедший от него, Белаз, начавший думать о чем-то большем, чем выжить здесь и сейчас и Ступка, который всегда знал, что будущего нет, а потому, как и Лось живет "здесь и сейчас", но только "сознательно".
YouTube - наше всё
http://www.youtube.com/watch?v=itrALo_0LmI
http://www.youtube.com/watch?v=zT_QWGGxahQ
smile


Середины нет.
Есть только 0 и 1.
 
korkaДата: Пятница, 20.03.2009, 21:47 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 107
Статус: Offline
О! Евгений Данилыч - тож наше все!
С Синицей было все понятно. С остальными - не очень, эволюции не прослеживается. У них сложившиеся характеры, свое представление о мире, старик для них - олицетворение архаики, а не чего-то хорошего и светлоно, разве нет?
 
korkaДата: Пятница, 20.03.2009, 22:32 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 107
Статус: Offline
А, я про другое.
Понимаешь, ниоткуда не следует, что Лось доростет до вопросов, о которых идет речь. И ниоткуда не следует, что Белаз дорос до этих вопросов благодаря общению с Учителем.
Quote (NotaBene)
раздражающий фактор, который заставляет думать

Не знаю. Не ложится. У них обстановка не предполагает анализа чужих поступков, разобраться бы с приказами. Они Учителя терпят, пока он им не мешает справляться с поставленной задачей. Эпизод с раздачей баланды - наглядный тому пример. Нет, посыл в нужную сторону - существенный, но его нужно додумывать самому читателю, нет полноценной картины, растяжки по времени. Кстати - испуг Синицы - хорошая иллюстрация. Вообще, хочется побольше реакций членов группы на слова и действия Учителя.
 
NotaBeneДата: Пятница, 20.03.2009, 23:34 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 84
Статус: Offline
Quote (korka)
Вообще, хочется побольше реакций членов группы на слова и действия Учителя
- это мысль. Думаю, попробую двинуться в этом направлении.
Спасибо! smile


Середины нет.
Есть только 0 и 1.
 
korkaДата: Пятница, 20.03.2009, 23:36 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 107
Статус: Offline
smile Да ни жалка...
 
Форум » Творчество » Критика и рецензии » "Учитель". Н.Болдырева (Рецензия на рассказ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: